Контроль расхода топлива – одна из основных задач, решаемых системами Глонасс/Gps мониторинга транспорта. С помощью установки специального оборудования и программного обеспечения, возможно полностью контролировать один из самых затратных вопросов содержания техники – покупка горючего. Затраты на топливо уменьшаются до 30%.
Мы опробовали, пожалуй, все существующие методы контроля топлива на автотранспорте, множество представленного на рынке оборудования по контролем за расходу топлива и можем порекомендовать именно тот способ и то оборудование, которое позволит контролировать топливо в Ваших автомобилях, с учетом специфики работы автотранспорта Вашего предприятия.
Стоимость решений по контролю топлива
- Вариант с подключением к CAN-шине автомобиля: 7500 (терминал) + 1300 (монтаж)+ 1500 (подключение к CAN) =10 300 руб.
- Вариант с подключением аналогового ДУТ : 6500 (теринал) + 1300 (монтаж) + 5000 (ДУТ) + 3500 (работы по ДУТ) = 16 300 руб.
- Вариант с подключением цифрового ДУТ : 6500 (терминал) + 1300 (монтаж) + 7000 (ДУТ) + 3500 (работы по ДУТ) = 18 300 руб.
- Вариант с подключением расходомера – от 30 000 руб.
Варианты хищения топлива и методы пресечения
Наверное, не существует или крайне редки водители, не зарабатывающие на заправке своих служебных автомобилей. Как это происходит? Собственно, существует четыре основных варианта заработать на топливе:
- Приписка пробегов. Метод действенный, если лимиты на топлива основываются на пробегах автотранспорта и нормам потребления на километр. Пресекается установкой простейшей системы GPS/Глонасс мониторинга транспорта. Владелец (директор, диспетчер) четко контролирует все пробеги техники и приписать что-то существенное просто невозможно. Четко отслеживается, где автомобиль находился, когда во сколько, сколько и где стоял, каков итоговый пробег за день, неделю, месяц.
- Слив топлива из бака. Часто используется при эксплуатации автомобилей или спецтехники с большими баками, где исчезновение из бака 50, 100 или даже 200 литров можно списать на увеличенный расход, пробки и т.д. Пресекается установкой Датчиков Уровня Топлива (ДУТ) или подключением к can шине автомобиля, в составе системы спутникового мониторинга транспорта (GPS или Глонасс). Датчик (или can шина) показывает (в режиме реального времени, в архиве, графиках или же в отчетах) уровень топлива находящийся в баке в любой интересующий момент. Заправки, сливы топлива, потребление двигателем легко отследить. Расход получается расчетным путем.
- Фиктивные заправки. В бак, особенно на легковом транспорте, легче не залить топлива или залить меньше, чем слить из него. Пресечь можно установкой системы Глонасс/GPS мониторинга совместно с ДУТ или с подключением к can шине автомобиля. Особенно действенен двусторонний контроль с использованием топливных карт АЗС, совместно с установкой ДУТ. Хозяин (диспетчер, директор, ответственное лицо) может в едином отчете сопоставлять отслеживать и транзакции по топливным картам, а значит количество топлива оплаченного на АЗС, так и количество топлива фактически залитого в бак.
- Фиктивный расход топлива.
Зачастую, особенно это характерно для некоторых видов спец техники, где установка ДУТ не целесообразна (из-за характера работы машин) или невозможна из-за конструктивных особенностей топливного бака, учет топлива ведется по отработанным мото-часам. В данном случае нередко присутствует фиктивное увеличение расхода по различным причинам (режим работы, износ двигателя, время года и т.д.).
Решить вопрос можно установив совместно с системой мониторинга транспорта или без проточные расходомеры. Расходомер – устройство для фиксации фактически потребленного двигателем топлива. Точность расходомеров достигает 1%. Фиксируется именно расход, а не уровень топлива.
Подробнее о возможностях контроля топлива с помощью систем GPS/Глонасс мониторинга транспорта
Подключение к CAN шине автомобиля
В большинстве импортных автомобилей последних лет выпуска, данные об уровне или расходе топлива можно взять с CAN шины.
CAN шина – цифровой интерфейс сбора, обмена информации между различными системами автомобиля, управления исполнительными устройствами в составе автомобиля.
Очень упрощенно - подключившись в нужной точке к can шине можно поучить доступ к данным, которые, например, используются бортовым компьютером автомобиля. В зависимости от модели автомобиля, года выпуска данные отличаются друг от друга. В одном автомобиле, возможно снять данные только о количестве топлива в топливном баке или пробеге автомобиля, в другом, дополнительно, о мгновенном расходе топлива форсунками двигателя, температурах разных жидкостях, данным с ABS и т.д. Если нужные данные доступны, покупать и устанавливать дополнительные датчики топлива не требуется. Важно понимать, что точность данных c CAN шины – это точность штатного датчика автомобиля. Если датчик поплавковый, точность данных с CAN шины = точности этого поплавкового датчика.
Установка датчиков уровня топлива (ДУТ)
Датчик уровня топлива устанавливается непосредственно в топливный бак автомобиля.
Традиционная и наиболее широко используемая система.
Датчик состоит из измерительной головки, измерительного зонда, интерфейсного кабеля и элементов монтажного комплекта.
Зонд датчика при погружении в топливо (т.к. топливо имеет высокие характеристики диэлектрика) выполняет функцию переменного конденсатора, емкость которого линейно зависит от уровня его заполнения топливом. Измерительная головка датчика обрабатывает результаты измерений для дальнейшей передачи данных в прибор GPS/Глонасс.
ДУТ может быть исполнен в аналоговом либо в цифровом варианте.
Цифровые ДУТ считаются более точными приборами, т.к. данные с них не могут быть искажены бросками напряжения в бортовой системе автомобиля, включением/выключением бортового оборудования и т.д.
Процесс установки датчика Omnicomm LLS (одного из типовых ДУТ)
После установки датчика производится тарировка. В полностью осушенный бак заливается топливо небольшими, фиксированными порциями. Формируется таррировочная таблица.
Процедура установки датчика уровня топлива, вместе с тарировкой, занимает от 1,5 до 3 часов.
Установка расходомеров
Расходомер – прибор проточного типа, устанавливается на входе в двигатель, подсчитывает количество топлива, прошедшего через него – поступившее в двигатель.
Зачастую устанавливаются диференцальные расходомеры топлива – расходомеры, имеющие две камеры, для подсчета разницы, между количеством топлива поступившего в двигатель и «обраткой».
Существуют модификации с возможностью вывода данных только на табло расходомера, с возможностью передачи на GPS/Глонас трекер, с совмещенными функциями.
Следует помнить, что данное оборудование не способно зафиксировать заправки и сливы топлива, только расход двигателя. Наиболее часто расходомеры используются на спецтехнике, где установка ДУТ затруднительна или невозможна.